В настоящее время, в Кыргызской Республике, автомобиль транспорт является основным видом транспорта. Автомобильный транспорт обеспечивает различными типами подвижного состава все отрасли народного хозяйства. Объем перевозок автотранспортом постоянно возрастает. И сейчас, в нашей республике, более 90 % объемов грузов и пассажиров перевозится автомобильным транспортом.

В настоящее сильно возрастают требования к повышению качества транспортной работы, что несомненно требует широкого внедрения в перевозочный процесс специализированного подвижного состава (СПС).

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный – только и для определенных транспортных перевозок, а специальный – для производства разнообразных нетранспортных работ.

            Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках при наименьших материальных и трудовых затратах с обеспечением высокого уровня безопасности дорожного движения и экологичности, что говорит о значимости технической эксплуатации  автомобилей  как  подсистемы автомобильного транспорта и соответствующем месте дисциплины в структуре подготовки специалистов.

            Дисциплина «Организация сервисных услуг специализированных автомобилей» изучается на 3-м курсе студентами направления  670200 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

            Данная дисциплина является курсом по выбору. По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.



Автомобильный транспорт играет существенный роль в транспортном комплексе Кыргызской Республики. Более 95 % грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом.

Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов – это задачи, имеющие непосредственное отношение к автомобильному транспорту, и его подсистеме – технической эксплуатации автомобилей (ТЭА), обеспечивающей работоспособность автомобильного парка. Ее развитие и совершенствование диктуются интенсивностью развития самого автомобильного транспорта и его ролью в транспортном комплексе республики, необходимостью экономии трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов при перевозках, техническом обслуживании (ТО), ремонте и хранении автомобилей, необходимостью обеспечения транспортного процесса надежно работающим подвижным составом, защиты населения, персонала и окружающей среды.

Дисциплина раскрывает роль технической эксплуатации как подсистемы автомобильного транспорта, состояние, тенденции и перспективы ее развития в условиях ограничения трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, знакомят с перспективами развития и повышения эффективности автомобильного транспорта и технической эксплуатации автомобилей.


Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условия функционирования производственно-технической базы (ПТБ) предприятий автомобильного транспорта (АТ), представляющей собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранения подвижного состава. В настоящее время развитие ПТБ отстает от темпов роста парка автомобилей. Опережающий рост численности парка автомобилей привел к тому, что в среднем по стране обеспеченность предприятий АТ производственными площадями составляет 40-55 %, постами для ТО и текущего ремонта 50-60 % от норматива, а уровень оснащенности производства средствами механизации процессов ТО и ТР не превышает 30%. Такое положение приводит к значительным простоям автомобилей в ожидании ТО и ТР и, как следствие, к увеличению затрат на поддержание их в исправном состоянии. Поэтому данная дисциплина раскрывает пути и направления проектирования новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий автомобильного транспорта.


Целью дисциплины «Система фирменного обслуживания автомобилей» является приобретение знаний и практических навыков, необходимых для формирования опыта в области системной организации автосервиса и фирменного обслуживания автомобилей.

Задачи дисциплины: умение создать предприятие автосервиса и организовать на нем ТО и ремонт автомобилей населения на со-временном уровне; освоение правовых вопросов создания предприятий автосервиса; освоение особенностей технологического проектирования, организации и технологии работ на станциях тех-нического обслуживания автомобилей.

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условия функционирования производственно-технической базы (ПТБ) предприятий автомобильного сервиса (АС), представляющей собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранения подвижного состава. В настоящее время развитие ПТБ отстает от темпов роста парка автомобилей. Опережающий рост численности парка автомобилей привел к тому, что в среднем по стране обеспеченность предприятий АС производственными площадями составляет 40-55 %, постами для ТО и текущего ремонта 50-60 % от норматива, а уровень оснащенности производства средствами механизации процессов ТО и ТР не превышает 30%. Такое положение приводит к значительным простоям автомобилей в ожидании ТО и ТР и, как следствие, к увеличению затрат на поддержание их в исправном состоянии.

Поэтому данная дисциплина раскрывает пути и направления проектирования новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий автомобильного сервиса.

Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении ТО и особенно ТР требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты. Места технологических воздействий при ТО и ремонте могут быть сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса.

Дисциплина «Проектирование технологических процессов ТО и ТР ТиТТМО (автомобилей)» относиться к числу специальных дисциплин в учебном плане направления 670200 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Дисциплиной предусматривается изучение вопросов технологии ТО и ремонта автомобилей при условии заданного уровня надежности автомобилей и минимальных денежных, материальных и трудовых затратах. Основными формами изучения дисциплины являются: прослушивание лекций, выполнение практических работ, выполнение курсового проекта, самостоятельная работа студентов с рекомендованными источниками основной и дополнительной литературы по решению конкретных производственных задач, связанных с организацией обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

Современные проблемы и направления развития систем управления двигателями с учетом специфики транспортных средств. Пути сокращения выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Современные проблемы и направления развития гибридных транспортных средств. Конструктивные решения, способствующие улучшение экономических и экологических показателей автомобилей. Современные проблемы и направления развития систем управления узлами и агрегатами трансмиссии автомобилей.

Целью преподавания дисциплины «Технологическое проектирование производственно-технической базы (ПТБ) предприятий ТТМиК» является ознакомление магистрантов теорией и практикой технологического проектирования, решение практических задач технического перевооружения и развития (реконструкции) ПТБ предприятий автомобильного транспорта.

Основными задачами изучения дисциплины являются: ознакомление магистрантов с методологией анализа состояния производственно-технической базы автосервисных (автообслуживающих) предприятий и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА); ознакомление магистрантов с общей методологией и принципами проектирования автосервисных предприятий и станций технического обслуживания; получение магистрантами знаний по выбору и обоснованию исходных данных для определения производственной программы автосервисных предприятий и станций технического обслуживания по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) автомобилей; получение магистрантами навыков работы с технологической и справочно-нормативной документацией при проектировании автосервисных предприятий и станций технического обслуживания; получение магистрантами знаний по выбору и обоснованию наиболее целесообразных методов технологической планировки производственных зданий и сооружений автосервисных предприятий и станций технического обслуживания.

Основными задачами изучения дисциплины являются: ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением в сфере управления качеством продукции и услуг; изучить основные понятия, принципы, процесс и общие функции управления качеством; изучить показатели качества технического обслуживания и ремонта автомобилей; изучить основные методы управления качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей; изучить этапы и мероприятия по управлению качеством технического обслуживания и ремонта в автосервисном предприятии; ознакомиться со структурой затрат на обеспечение качества.